Методическая копилка.

Игры на новогоднюю тематику. Воспитанники старшего дошкольного возраста.



Принимаем участие в фестивале творческих работ из вторичного сырья в рамках программы "Эко-школы/Зеленый флаг" 

Рамка из бросовых материалов "Волшебное время"


Театр в технике апсайклинг. 

Сказка "Три поросенка",

при изготовлении используется бросовый материал.


ЛЭПБУК-это интересно!


Консультация для родителей “Развитие речевого дыхания у детей с нарушением речи”.

Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Логопеды работающие с детьми с тяжелыми нарушениями речи отмечают, что дыхание у таких детей поверхностное, прерывистое, нарушен ритм дыхания, многие дети дышат ртом.
Следовательно на логопедических занятиях систематически ведется  работа по развитию речевого дыхания, которая строится с учетом данных полученных в результате комплексной оценки состояния дыхания и голосового  аппарата.
Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:
 – Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или открытой форточке.
– Занятия проводить до еды.
– Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.
– Воздух необходимо набирать через нос. плечи не поднимать.
– Выдох должен быть длительным, плавным.
-Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
– В процессе речевого дыхания нацелить воспитанников не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.
– Упражнения можно выполнять как в положении сидя так и стоя.
-Достаточно трёх – пяти повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение, отказ от занятий.– Дозировать количество и темп проведения упражнений.- После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:
1)формирование навыков правильного речевого дыхания;
2)укрепление мышц лица и грудной клетки;
3)улучшение функции внешнего (носового) дыхания;
4)развитие фонационного (озвученного) выдоха;
5)выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
6)тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста;
7)профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;
8)повышение умственной работоспособности детей;
9)нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;
10)закрепление лексических тем и грамматических категорий;
11)стимуляция интереса к занятиям.
«Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
«Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» – хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» – ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
 «Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох – через сложенные трубочкой губы.
«Насос»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
 «Ножницы»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
И.п. – то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
«Снегопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать “снежинки” с ладони.
«Футбол»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сядьте с ребенком за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
 «Пружинка»
 Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
«Бегемотик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
«Ветряная мельница»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
«Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
 «В лесу»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите “ау”. Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз

Для достижения наиболее полного эффекта, логопеды рекомендуют продолжать работу по развитию речевого дыхания в разнообразной деятельности с детьми в домашних условиях при помощи родителей.



Артикуляционная гимнастика.

«Накажи язычок губками»
Хлопаем губками по языку, говорим па-па-па

«Накажи язычок зубками»
Кусаем язык зубами, приговаривая та-та-та.
Жуем «кащку». (кусаем боковые края языка)

«Мостик»
Кончик языка упирается в основание нижних передних зубов.
«Вкусное варенье»
С верхней губы широким языком слизываем варенье внутрь рта.

«Язычок здоровается с носиком»
Тянем язык к носу.
«Иголочка»
Рот приоткрыт. Узкий, напряженный язык высунуть вперед как можно дальше.
«Парус»
Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков за верхними зубами.
«Цокать, как лошадка»
«Грибок»
Широкий язык присосать к небу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка гриба (уздечка языка) натянулась.

«Щетка»
Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо-влево, не убирая его вглубь рта.
«Качели»
Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно к носу, к подбородку. Рот не закрывать.

«Маляр»
Двигать кончиком языка по потолочку вперед-назад.

«Соревнование дятлов»
Стучим: громко, отрывисто, многократно дд-ддд, дд-ддд, дд-ддд.

«Фокус»
Сдуваем ватку с носика. Язык высунут, поднят кверху. Нижние зубы видны.

Речевой материал для автоматизации звука Ш.

Слова с ударными слогами.
Ша
Шаг, шарф, шар, шапка, шайба, шахта, мышата, большая, ушанка, мешать, решать, дышать, лошадка, шахматы, лапша.
Шо, шё
Шорох, мешок, пушок, капюшон, вершок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, большой, мышонок, шел, шелк, шепот, ушел, нашел, пришел, вошел
Ши
Ширь, шило, шила, шить, ширма, дыши, ерши, пиши, камыши, малыши, ушиб ошибка, машина, кувшин, шире, решили
Шу, шэ
Шум, шут, шуба, шутка, мишутка, дышу, тушу, прошу, шея, мишень, ошейник, решение.
Слова с безударными слогами
Ша
Ваша, наша, каша, крыша, Даша, маша, Леша, паша, Миша, Наташа, Андрюша.
Шу
Шуруп, шутить, чешуя.
Ши
Шинель, шипеть, широкий, шиповник, уши, мыши, калоши, ландыши, хороший, горошина, младший, тишина.
Шве, швы, шка, шко, шку
Швея, щвы, шкаф, шкатулка, школа, школьник, шкурка.
Шла, шлее, шли, шлю, шля
Шла, шлак, шланг, шлем, шли, шлюпка, шляпа
Шме, шни, шну, шпа, шпи
Шмель, шницель, шнурок, шпалы, шпагат, шпион, шпиль.
Шта, што, шту, шты
Штаб, штамп, штопать, штора, штопор, штука, штурвал, штык.

Наташа пишет. Вот Маша. У Маши шляпа. У Леши ландыши. Ландыши хороши. Миша и Паша едут на лошадке. У реки камыши. Река широкая. Малыши шагают в школу. Школа большая. Миша шашел камешек. На дороге шумит машина. У шиповника шипы. Шипы колючие. В шалаше пять ребятишек. Паша и Наташа, прошу не мешать. Хороша ухаиз ершей. Гриша и Миша гоняют шайбу. Леше ел пшенную кашу.

Ум хорошо, а два лучше.                                            
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дальше в лес – больше дров.
Мы кормим нашу машу.
Маша, маша, кушай кашу.
Тише, мыши, тише, мыши, кот пришел на нашу крышу.
Шалун Миша.
Миша – шалун. Шалил с котенком. Котенок мяукал. Бабушка отняла котенка. Ушел Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошел Миша домой.
Ландыши.
Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом у речушки камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей и домой. Хороши ландыши!

Аш ваш.наш, башня, пашня, чашка, кашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш.
Ош – кошка, мошка, крошка, окошко, горошки, лукошко, ладошка, окрошка, картошку.
Уш- душ, ушки, мушка, ушко, мушка, опушка, душно, лягушка. Подушка, катушка, кукушка, квакушка, ватрушка, радушный, ракушка.
Ыш – вышка, мышка, пышка, крышка, малышка, мартышка. Покрышка. Камыш, малыш.
Яш – Яшка, бляшка, гуляш.
Ёш – даешь  льешь, пьешь, поешь, трешь, берешь, Алешка, лепешка, рыбешка, матрешка, поварешка.
Еш, ешь, иш, ишь – пешка, орешки, вешний, внешний,  поешь, бишка. Вишня, мишка, лишний, парнишка, кричишь, молчишь.
Аш -  башмак, башлык, кашне, каштан.
Уш, ыш – ушли, петушки, бабушка, дедушка аленушка, буренушка. Пушнина, тушканичик, ландыш, детеныш, донышко, перышко, пятнышко, бревнышко.
Юш, иш, ишь – брюшко, полюшко, мякиш, финиш, даришь, валишь, делишь, пилишь.

Во дворе Бишка. Накрой кружку крышкой. Пташка прыгает в окошко. Вот чашка и кашка, лепешка и ложка. Надевай на малышку рубашку. Наш Антошка глядит в окошку. Вот картошка на окрошку. Промокни пятнышко промокашкой. Ребятишки играют в кошки-мышки. Бегают ребятишки-малышки – мишки, Наташки, да Машки. Вот книжка про мышку-норушку и лягушку-квакушку. Плохо мышки одной в норушке. Петушки с моей ладошки клюют зернышки и крошки. У кошки ушки на макушке. В одно ушко вошло. В другое вышло. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Стоит Антошка на одной ножке.
Белые горошки на зеленой ножке. Ландыши

Кошка и мышка.
Ушли все из дома, а кошка дома. Села кошка на окошко, вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку, крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Кошка ее догнала.
На опушке.
Ходила аленушка в лес Набрала лукошко ягод. Вышла она на опушку, на опушке ромашки. На ромашках букашки. Недалеко речушка. В речушке камыш. Где-то квакают лягушки. На дереве кукует кукушка. Села аленушка на бревнышко. Отдохнула и пошла дальше.
Яша и Аленушка.
Ушла мама в аптеку. Дома Аленушка и Яша. У Яши башня, катушка и пушка. У Аленушки матрешка. Матрешка на подушке. Берет Аленушка млышку, кормит ее ложкой из чашки, поит их кружки. Потом надевает на малышку рубашку и башмаки.
А Яше надоели игрушки. Катушку он отдал кошке. Катает кошка катушку. Идет Яша на кухню. Берет ватрушку, немножко дает и кошке. Съел Яша ватрушку, глядит в окошко. Видит Яша, что идет мама.
Вошла мама. Она довольна, что Алена и Яша играют.

Шило в мешке не утаишь.
Напишешь пером, не вырубишь топором.
В большой избе – избушка, а в избушке щебетушка. (птица в клетке).
Чем больше из нее берешь, тем больше она становится. (яма).

С неба падают ледышки, прямо падают с ладошки.
Есть ледышки меньше крошки, есть ледышки – больше шишки. (град)
Кто стоит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки.
Встала шапка из травы, нет под шапкой головы.

Петушок, петушок!
Выгляни в окошко,
дам тебе горошка!



Маша в лесу.
Пошли бабушка и маша в лес. На опушке ромашки и ландыши. хтела маша их рвать. Но бабушка повела ее дальше. И пошили они в лес. Где- то куковала кукушка. Бабушка собирала грибы в лукошко. Маша находила их меньше. Она не была раньше в лесу. Кругом порхают, поют пташки, вот юркнула в норушку мышка. Вот поромелькнул зайчишка. Длинные у него уши. Вот белка орешки шелушит. Хорошо в лесу. Вышла бабушка опять на опушку. Устала маша. Неохота ей рвать ландыши и ромашки. Обратный путь домой дольше.

Петушок.
Петушок, петушок!
Золотой гребешок.
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано поешь,
детям спать не даешь?


Маша в лесу.
Пошли бабушка и маша в лес. На опушке ромашки и ландыши. хтела маша их рвать. Но бабушка повела ее дальше. И пошили они в лес. Где- то куковала кукушка. Бабушка собирала грибы в лукошко. Маша находила их меньше. Она не была раньше в лесу. Кругом порхают, поют пташки, вот юркнула в норушку мышка. Вот поромелькнул зайчишка. Длинные у него уши. Вот белка орешки шелушит. Хорошо в лесу. Вышла бабушка опять на опушку. Устала маша. Неохота ей рвать ландыши и ромашки. Обратный путь домой дольше.

Петушок.
Петушок, петушок!
Золотой гребешок.
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано поешь,
детям спать не даешь?

Подборка рабочих тетрадей по автоматизации поставленных звуков.


Вариант работы по закреплению пройденных букв 



обратите, пожалуйста, внимание, что раскрашивают дети карандашами, а не фломастерами.

для закрепления графического образа букв рекомендую плакат - азбуку "Звуки и буквы" составлена с учетом логопедических принципов. Дает представления о цветовых обозначениях мягких и твердых согласных, гласных звуках, глухости-звонкости. На каждый звук представлено правильное изображение.



Яркий  разрезной алфавит

В феврале 2017 года автором разрабатываются игры 
для предстоящей 28 марта 2017 года  конференции "Инновации в образовании...". 

С публикацией возможно ознакомится позже.







Комментариев нет:

Отправить комментарий